?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Стимул

С наступлением велосипедного сезона у Тани появился мощный стимул для чтения: при наличии у нее задолженностей по заданному мной пересказу - гуляет она пешком, тогда как все остальные гоняют на великах.

Угроза оказалась настолько страшной, что Таня, наконец, засела за книги. Правда, в лучших Таниных традициях, угрозу она оценила недостаточно серьезно, поэтому скорее сделала вид, что читает. Но какое место она при этом задействовала - остается загадкой, ибо в результате ее "работы" к пересказу оказалась готова вся семья - кроме собственно Тани.

Вчера решила привести угрозу в исполнение, ибо дите реально выпросило. Вся семья целый день ждала, пока Таня изволит прочитать и пересказать несложный в общем-то рассказик из книжки для второго класса.

Проблема в том, что рекомендации Таня выполнять не любит. Например, если я ей говорю, что читать рассказ надо три раза, потому что с первого раза она нифига не запоминает - она кивает головой, но ограничивается одним разом. При этом не соизволит даже подойти и спросить значение непонятных слов - а такие у нее даже в малышовых рассказах встречаются во множестве.
Разумеется, при пересказе она либо содержание забывает, либо выдает его извращенно, т.к. в виду плохого знания русского пересказывает так, как поняла, а поняла она дай Бог половину.

После пятого отправления на перечитывание, я сказала: хватит. Если идешь с нами - одевайся, ибо воздухом дышать надо. Но велосипеда тебе сегодня не будет.

Таня в лучших традициях ребенка с кризисом трехлетнего возраста закатила мне дикую истерику.
До улицы она таки дошла, но там безобразная сцена лишь усугубилась.
Девица почти 12 лет от роду, с меня ростом, шла за мной, и каждые 10 секунд выла на весь двор:
- ААААААА! УЫЫЫЫЫЫЫ!!! НУ Я ХОЧУ КАТАААААТЬСЯ!!! Я ВСЕ РАВНО НЕ БУДУ ЧИТАТЬ, РАЗ ТЫ МНЕ ВЕЛИК НЕ ДАЕШЬ!
До определенного момента держусь, отвечаю спокойно:
- Это твое право. Но тогда велосипеда тебе не будет ни завтра, ни послезавтра. Каждый день, что ты не выполнила норму чтения - за тобой будет копиться долг. Не будешь читать - не будешь кататься.
- ААААААА! УЫЫЫЫЫЫЫ!!! Антон сегодня уроки не делал, а ты ему кататься разрешила!!!
- Для уроков у него есть время завтра. А сегодня он и без моих просьб из книжек не вылезал. Ты помнишь, какой он результат показал у психолога? Его знания в разы опережают то, что должен знать мальчик его возраста. А ты наоборот, отстаешь. Хочешь оставаться глупой и ленивой - пожалуйста. Но тогда, как положено лентяям, ты не получишь ничего интересного, потому что ты это не заработала.

После какой-то очередной хамской выходки я не выдерживаю, потому что поняла, что комфортной прогулки с воющей на весь двор и требующей велика Таней не получится.

- Если тебе хочется поорать - на здоровье. Но только дома, без нас. Вот тебе ключ - марш домой, чтоб я тебя тут не видела.
Ключ Таня брать отказалась. Отскочила в сторону, попыталась провыть какую-то гадость.
В этот момент меня перемкнуло.
- Ты берешь ключ и идешь домой. Через минуту я звоню на домашний телефон и убеждаюсь, что ты дома. Если ты сейчас же не уйдешь - больше в мой дом ты не попадешь никогда! Когда вернемся с прогулки - я вызываю полицию, и пусть они решают, как и где ты будешь жить!

Угроза подействовала - Таня ушла.

Что удивительно - стоило ей лишиться зрительного зала в лице меня, ребят и всего двора - истерика мгновенно прекратилась. Через минуту после ухода она в ответ на мой прозвон взяла трубку и совершенно спокойным голосом сказала, что уже дома.

А еще через двадцать минут поведала, что сидит, читает.

По возвращении домой у нас с ней состоялся серьезный разговор.
Я сказала ей, что очень расстроена ее поведением во дворе, и что никак не ожидала от нее ничего подобного. Что это поведение было бы простительно 3-4-летнему ребенку, но никак не взрослой девушке, которая к тому же рвется в пятый класс.
- Если бы тебе действительно было 3 года - я бы просто взяла тебя за ручку и дала тебе прореветься. Но ты большая  девочка, ты хоть понимаешь, что большие дети так себя не ведут? А что дальше будет, если тебя в моих требованиях что-то не устроит? Ты в драку со мной полезешь?
Таня испуганно закачала головой
- Нет!!!

Выразила мне обиду на то, что Вике и Антону я никогда не грожу полицией.
- А ты хоть раз видела, чтоб они так нагло отказывались выполнять мои требования, устраивали мне подобные сцены? Если Антон и ленится - то он спокойно воспринимает наказание. Может, похнычет, но никогда не устраивал мне истерик, да еще на людях.

Говорили с ней долго. Вод конец Таня выдала:
- Мама, я тебя поняла. Я больше не буду с тобой спорить и кричать на тебя, если мне что-то не нравится. Я поняла, что наказываешь ты меня для того, чтоб у меня появились силы для важных дел. И еще я поняла, почему ты не хочешь переводить меня в пятый класс. Потому что я много не знаю из того, что должны знать пятиклассники. Если меня опять вызовет к себе психолог - я скажу ей, чтоб больше не уговаривала меня, что мне лучше перейти в следующий класс с моими ребятами. Лучше я буду учиться в классе с Антоном.

Несмотря на то, что эмоциональная встряска заставила-таки Таню засесть за чтение - в тот вечер пересказать текст она уже не смогла - вымоталась. Язык заплетался. она забывала даже то, что до этого могла рассказать.
Отправила ее отдыхать.

Сегодня с утра она долг свой закрыла. А во второй половине дня доломала норму сегодняшнего дня и сдала второй пересказ.
Пришлось несмотря на периодические снегопады вывозить всю компанию на прогулку с великами.


С психологом предстоит разбираться отдельно. Похоже школьная администрация конкретно гадит ребенку в мозг, убеждая ее, что у нее не так все плохо с учебой, чтоб перейти в следующий класс. Фактически настраивают ребенка против меня. Не зря до нее никак не могло дойти, почему я настаиваю на ее задержке в четвертом классе.
Немного вправил ей мозг один мой поступок. По ее просьбе я в пятницу загрузила ей онлайн тест по математике за курс 4-го класса.
Из 12 заданий неправильно было выполнено 12.
Таня попыталась было воспользоваться тем, что я не  смотрела на нее, когда она нажимала на кнопку "Проверить результаты". Но я-то видела, какие она выбирает варианты ответов. Поэтому предугадать результат было несложно. И соответственно уличить ее во вранье, когда она заявила, что результаты теста у нее "нормальные".

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
tuleshka
Apr. 19th, 2015 07:53 pm (UTC)
Может, как-то по другому Тане работать с текстом?

Например, когда вы что-то делаете по дому, пусть сидит рядом и читает вслух, спрашивая сразу непонятные слова. И вы можете спросить у нее сразу по ходу, что она поняла из прочитанного.

Или, если она самостоятельно читает, пусть сразу по ходу выписывает непонятные ей слова, а потом спрашивает у вас что это такое, сама себе пишет значения, потом уже с этим склерозником читает, осмысливает и перессказывает.

И еще вот думаю как бы найти что-то интересное для чтения, чтобы ей самой хотелось узнать, что же дальше... Неужели она настолько ничем не интересуется? Я вот просто боюсь, что вся эта история может у ребенка навсегда отбить охоту к чтению :( Это не упрек вам, просто опасение...
ollako
Apr. 19th, 2015 07:58 pm (UTC)
Мы все время болтаемся друг у друга под боком. За исключением дней, когда она должна почитать на продленке.

С интересами у нее беда полная. Она даже в экспериментариуме скучала - даже игровая форма зарядки для мозгов ей в тягость.
Книг у нас огромный шкаф. Когда она говорит - не хочу читать это, буду читать другое - я не препятствую. Хоть колобка, лишь бы каждый день и разное.
svetlana_nb
Apr. 19th, 2015 08:12 pm (UTC)
А может быть, делать какие-то другие задания с текстом, не пересказы? Просто я помню, что у моей мамы в детстве была навязчивая идея - чтобы я ей пересказывала биографии писателей. Я всю жизнь была отличницей, читать обожала и обожаю, но вот от этих пересказов меня просто трясло и мутило. Может быть, вместо пересказов делать что-то другое: отвечать на вопросы по тексту (и на содержание, и на своё отношение); вставлять в текст пропущенные слова; останавливаться на середине текста и пытаться досочинять продолжение (или просто сочинять продолжение к прочитанному тексту); и т.п.?
ollako
Apr. 19th, 2015 08:19 pm (UTC)
Этот способ я практикую, если вижу, что в тексте появляются эпизоды, которые ей заведомо трудно пересказывать.
Полностью переводить ее на наводящие вопросы не могу, так как это не отвечает главной цели, ради которой я заставляю ее читать: не тренируется память, внимание к деталям. Она не учится правильно строить фразы, не запоминает новые слова, так как при предложенном Вами способе пересказа она старается прост отвязываться от меня примитивными фразами, тогда как при пересказе она волей-неволей должна запоминать и новые слова, и речевые обороты.

Для сочинения текста у нее пока мало файлов в мозгу. Не из чего ей сочинять картинки при ее узком кругозоре.
(no subject) - svetlana_nb - Apr. 19th, 2015 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 19th, 2015 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svetlana_nb - Apr. 19th, 2015 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 20th, 2015 02:44 am (UTC) - Expand
alfinko
Apr. 19th, 2015 09:10 pm (UTC)
А если детские журналы и комиксы?
У меня к комиксам отношение было презрительное, но поняла, что ошибалась. Это просто другой немного формат чтения, а вовсе не дебилизация.

lubash13
Apr. 19th, 2015 09:22 pm (UTC)
В комиксах только разговорная речь, и, соответственно, присутствует все то, что свойственно разговорной речи: неполнота предложений, простая лексика, короткие предложения, нет красивых законченных фраз, мало новой лексики, нет описаний и рассуждений, одни диалоги. Этого недостаточно для ребенка, перед которым стоит задача научиться грамотно строить фразы, узнавать новые слова и вообще развивать свой кругозор, в том числе в области литературы. Это как заменять полезную и здоровую пищу фаст-фудом. Можно иногда позволить себе, но в систему возводить не стоит.

Edited at 2015-04-19 09:23 pm (UTC)
(no subject) - firrior - Apr. 20th, 2015 03:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubash13 - Apr. 20th, 2015 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - firrior - Apr. 20th, 2015 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 20th, 2015 02:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubash13 - Apr. 20th, 2015 04:54 am (UTC) - Expand
ssashshsha
Apr. 20th, 2015 12:31 am (UTC)
А вот есть еще такая штука - составь рассказ по картинкам. Сначала, допустим, Антон составил, затем Вика повторила, за ней - Таня. Типа, конкурс. Каждый прибавляет (или пытается) что-то свое. Но это, конечно, время...
ollako
Apr. 20th, 2015 02:46 am (UTC)
Это все можно и периодически делается. Но это не снимает необходимости читать. Без чтения все равно у Тани не разовьется кругозор, чтобы что-то сочинять.
firrior
Apr. 20th, 2015 03:08 am (UTC)
Какие там комиксы. В комиксах тоже усилия надо делать. Там символика поз, жестов, костюмов. Чем она проще символики фраз? Да ничем, просто канал восприятия информации другой. Да, более привычный детям, которые ещё не освоились с чтением. Но ребёнку, который не освоился с концепцией "это может что-то значить, а не просто побушует и затихнет" мёртвому припарка.

Ну жесть же, жесть, и конца-краю не видно. Хоть бы до уборщицы её удалось воспитать: чтобы нашла работу, приходила вовремя, делала прилично...
ollako
Apr. 20th, 2015 03:20 am (UTC)
Если бы я прочила ей карьеру уборщицы - то как раз восьмой вид, куда ее пытались запихать, был бы самым подходящим для нее вариантом. Там основа образования - трудовое воспитание. С коим у нее тоже проблемы. Как и с уборкой.
(no subject) - firrior - Apr. 20th, 2015 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 20th, 2015 10:59 am (UTC) - Expand
ssashshsha
Apr. 20th, 2015 03:36 am (UTC)
А у Тани есть мысли - я вырасту и стану...? А есть идеал - взрослая, успешная, красивая, может быть?
Ей интересны похвалы - ты уже такая взрослая, милая... Надо бы только...? Ведется она на это?
ollako
Apr. 20th, 2015 03:42 am (UTC)
Если ее хвалить - она начинает считать, что у нее все зашибись и никаких стараний ни к чему прикладывать ей не надо.
Даже жалко ее. С одной стороны - любому человеку, тем более ребенку, похвала и поощрение обязательно нужны.
С другой - похвалишь, и ребенку конкретно так сносит крышу.

Поэтому хвалю ее только за сделанное дело, в целом по личности никаких оценок стараюсь не выносить, кроме случаев, когда лень зашкаливает.
jul2mala
Apr. 20th, 2015 07:40 am (UTC)
А если чередовать чтение (обязательно) с аудиокнигами. Это не в пример легче. Тоже просить пересказывать. Потом то же самое почитать. Текст знаком, читать легче. Это на уровне 1го класса, но и вдруг ей понравится.
Или еще вариант - пассивное чтение, который мне подсказали. Вечернее чтение, когда взрослый читает, а ребенок следит глазками. И может в любой момент показать место. Это не заменяет обычное чтение, но дает навык быстрого чтения про себя.

Все это как бульончик для больного.
ollako
Apr. 20th, 2015 07:46 am (UTC)
Есть у нас и аудиокниги, и мое чтение по вечерам.
Но это не значит, что я и компьютер должны работать за нее, а она только лежать и благосклонно внимать.
ptiza_ptiza
Apr. 20th, 2015 07:48 am (UTC)
Как это напрягает, Оля, я себе прекрасно представляю.
И именно так - именно такие истерики мне устраивает Лиза, но ей-то пока можно, ей всего - 5!

Но я вот читаю про Таню - Лизину истерику унять куда как проще, да и предупреждения она воспринимает более адекватно.

"Будешь орать - останешься без мультиков", - действует почти безотказно, мгновенно воцаряется тишина.

Стараюсь не злоупотреблять угрозами.

И на людях - ттт - она ни разу такое не устраивала. На людях она максимум может надуться хомяком и молча с кислой миной ходить. Даже не знаю, видимо, сама где-то понимает, что устраивать такое на людях будет чересчур...
ollako
Apr. 20th, 2015 07:55 am (UTC)
Вот поэтому я и приравняла ее в тот момент к трехлеткам. У пятилеток обычно уже есть понятие, что на улице себя так не ведут. А трехлетки запросто могут и на землю упасть, и ногами подрыгать. Что-то похожее Таня может тоже сделать - но дома.Колотит со всей дури по деревянным поверхностям, если злится, что что-то не по ней.
Но вот прилюдный вой она впервые закатила.
(no subject) - ptiza_ptiza - Apr. 20th, 2015 08:03 am (UTC) - Expand
Irina Novikova
Apr. 20th, 2015 10:03 am (UTC)
моя младшая плохо пересказывала, у нее проблема была выразить своими словами.
потому я часто включала ей аудиокниги. и она слушала одно произведение по кругу.

волей-неволей оно запоминалось наизусть (кстати- с выражением чтеца)).
сначала она только так - наизусть - рассказывала.
но это дало и лексикон, и сложные формы выражения мыслей.

через год после начала такой практики (слушания и запоминания) она уже смогла наизусть запомнить кассету "басни крылова", 37 басен.
очень удобно было в машине включать ей плеер- все равно в поездке полезного ничего не сделаешь.
ollako
Apr. 20th, 2015 10:06 am (UTC)
Таня даже просто слушать два раза одно и то же не любит - ноет, что надоело.

Более-менее хорошо идет, когда я сама им на ночь читаю. Странное дело - мое чтение пересказывает потом намного лучше.

В поездках да, всегда аудиокниги включаю
(no subject) - Irina Novikova - Apr. 20th, 2015 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 20th, 2015 11:03 am (UTC) - Expand
linia_o
Apr. 21st, 2015 09:03 am (UTC)
А может и ну его, это чтение, если совсем не идет. На какое-то время, конечно. просто разговаривать, спрашивать краткие рассказы на любые идиотские темы типа "один день из жизни бабочки". Ну, просто, мне кажется, у нее еще базовые потребности вроде безопасности не удовлетворены, а интеллектуальное развитие - потребность более высокого порядка.
kvasilisa
Apr. 21st, 2015 01:23 pm (UTC)
С учителей всегда снимали по килограмму стружки за каждого второгодника, потому что это вроде как брак в их работе. Если за последние несколько лет ничего не изменилось, то понятно, что они будут выталкивать ребенка дальше, даже нечестными методами.
ollako
Apr. 21st, 2015 01:25 pm (UTC)
Если учителя, взрослые образованные и грамотные вроде бы люди не могут дать отпор на заведомо несправедливый наезд - то это исключительно их проблемы. И совершенно не повод гробить жизнь моему ребенку.
(no subject) - kvasilisa - Apr. 21st, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
nek_o
Apr. 23rd, 2015 08:29 pm (UTC)
У меня сын одна штука, но кааак похоже на Таню!!! Не читает. Неинтересно ему. Ваще. Если терпит неудачу в чем-то, то забрасывает, ожидая, что вот попозже оно само получится. Не ведется на уговоры и шантажи. Перепробовала много всего, но пока результатов особых не вижу. Обидно, что при этом потенциал явно имеется. Но не используется... Вы просто герой)))
ollako
Apr. 23rd, 2015 08:51 pm (UTC)
не герой. Просто в постоянном поиске этих самых стимулов. Вплоть до ухудшения качества жизни, чтоб на собственной шкуре прочувствовали истину: кто не работает - тот не ест. В их случае - не развлекается.
(no subject) - nek_o - Apr. 23rd, 2015 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ollako - Apr. 23rd, 2015 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nek_o - Apr. 24th, 2015 03:35 pm (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars